Онлайн–
консультация
г. Москва, ул. Генерала Дорохова, 10Д info@apollomotors.ru Ежедневно с 10.00 до 21.00
Честно и доступно

Тормозная система – Ваша безопасность!

Экономить на тормозах – смерти подобно, и это не журналистская или писательская красивость, это – факт.

Из личного опыта

Всю свою водительскую жизнь (а у меня ее набежало уже почти 40 лет) я боялся двух вещей: что у меня украдут автомобиль или я разобьюсь. Может быть, именно поэтому я «повернут» на безопасности.

Может быть, именно поэтому на всех моих автомобилях всегда имелись и механические противоугонки, и электрические секретки, и электронные охранные системы, а в последние «цивилизованные» годы, автомобиль всегда еще и застрахован.

Именно поэтому на моих дисках всегда стоят покрышки из ведущей тройки производителей мировой шинной промышленности, обязательно что-нибудь из последних разработок и однозначно кто-то из лидеров самых последних шинных тестов.

Никто не может быть застрахованным от ДТП, и если в тебя не въедет какой-нибудь дурак, то ты сам можешь попасть в аварию по двум причинам: из-за собственной невнимательности или в силу технического состояния твоего автомобиля.

Тормоза – одна из таких причин.

Мировая статистика свидетельствует, что дорожно-транспортных происшествий по причинам «потери» тормозов, на самом деле не так уж и много, но последствия таких ДТП наиболее катастрофичны, вплоть до смертельных исходов. Поэтому девиз, вынесенный в заголовок этой статьи, повторяю, не для красного словца!

Тормозная система относится к разряду так называемых активных систем безопасности, то есть к тем, которые призваны предотвратить или не допустить создания аварийной ситуации.

По типу привода тормозные системы делятся на механические, гидравлические и пневматические. Ничем не усиленный механический тормоз способен эффективно остановить транспортное средство лишь при условии, что масса этого транспортного средства невелика, а это, например, – двухколесная техника, мотоциклы, мотороллеры, мопеды и всяческие прочие, им подобные, скутеры. А вот мотоциклы массой свыше 150-200 кг уже оборудуются гидравликой.

Пневматические усилители и приводы применяются в очень тяжелой технике – в тепловозах (и на поездах), карьерных самосвалах, магистральных тягачах и других грузовых автомобилях...

В подавляющем большинстве легковых автомобилей применяются гидравлические тормоза.

Иногда с усилителем.

Усилители гидропривода тормозов бывают двух типов:

  • при помощи сжатого воздуха (пневматический усилитель), применяется, как правило, в грузовой технике;
  • при помощи разрежения во впускном коллекторе (вакуумный усилитель).

Ввиду простоты конструкции и низкой стоимости производства последний применяется в подавляющем большинстве современных легковых автомобилей.

Конструкционно различают барабанные тормоза, которые на сегодня являются вчерашним днем мирового автопрома, и дисковые, которые более надежны и гораздо более эффективны.

Все современные тормозные системы – многоконтурные, которые дополняют и подстраховывают друг друга, сегодня «потерять тормоза» это – еще нужно постараться.

Все современные тормозные механизмы оборудованы самоподводящимися колодками, когда сохраняется постоянный зазор между колодками и диском в процессе изнашивания тормозных колодок.

Также иные производители устанавливают специальные механические сигнализаторы, которые сообщают автовладельцу о том, что толщина тормозных колодок становится критически малой. Как правило, это скоба или тонкая пластинка из упругой стали, которая, в момент торможения касается тормозного диска, вибрирует и противно визжит.

Следующим механическим помощником тормозной системы нужно назвать регулятор тормозных сил. У механиков и слесарей эта вещь называется «колдуном» или «солдатиком». Это обычный перепускной клапан, который регулирует соотношение тормозных сил между передней и задней осью (или между контурами).

Колдун работает по таким параметрам, как давление в приводе, осевая нагрузка или – по величине замедления автомобиля (называется – отрицательное ускорение).

Когда автомобиль тормозит, он «приседает» на передок, и задняя ось разгружается. Колдун как раз и ограничивает давление в тормозной системе и не допускает блокировки задних колес.

У автомобилей «доинжектроной» эпохи колдун был механическим узлом, в современном автомобиле это – один из элементов электронной периферии.

Среди электронных помощников тормозной системы следует назвать антиблокировочную систему АБС (ABS: на немецком. Antiblockiersystem, на английском Anti-lock braking system) — систему, которая предотвращает блокировку колес автомобиля при торможении. Для начинающего (или среднестатистического) водителя эта система – спасение, на скользком покрытии она позволяет водителю сохранить контроль над управлением автомобилем.

Из личного опыта

Примечание: Система АБС, повторяю, это благо, это – один из самых первых электронных охранников, стоящих на страже безопасности водителя и его пассажиров. Но начинающие водители, вылетая на гололед, порой впадают в панику – педаль тормоза безудержно дрожит под твоей правой ногой, а автомобиль не останавливается!

Зато – он управляется! Рулится!

Но человеческая психология такова, что в момент опасности руки на руле деревенеют, глаза смотрят в то место, куда сейчас ударится передок твоего автомобиля, а правая нога судорожно вдавливает педаль тормоза в пол.

Водители с опытом, в том числе и автомобильные спортсмены, рекомендуют направлять свой взгляд не туда, куда очень не хотелось бы, чтобы автомобиль поехал, а как раз туда, куда НУЖНО, чтобы он поехал. К сожалению, этот прием приобретается только со временем в процессе тренировок.

Поэтому я, как рядовой автомобилист (но с некоторым опытом), делаю вот что.

При первом снеге я аккуратно выезжаю на безлюдную улицу и несколько раз разгоняюсь-торможу, чтобы понять и прочувствовать машину и ее поведение в таких дорожных условиях. То же самое я делаю, когда съезжаю с городской (посыпанной солью) улицы на второстепенную или загородную, обледенелую. Пару раз ударил по тормозам, и – уже знаешь, чего ждать от своего автомобиля.

Система EBD

Система EBD (у некоторых производителей она называется EBV) выполняет роль того самого «солдатика» или «колдуна», но на более высоком, «цифровом» уровне. Сервисмены ее так и называют: система электронного распределения тормозных усилий.

Обязательно ехать в Техцентр?

Почему я так подробно остановился на механических и электронных помощниках тормозной системы автомобиля? А потому, что современный автомобиль – это порой сложнейший комплекс самых различных элементов активной безопасности и, порой, самое невероятное их сочетание. Сегодня мало – просто поменять тормозные колодки в собственном гараже на смотровой яме. Механик автоцентра сопоставляет между собой целый ряд параметров и признаков исправности (или неисправности) вашей тормозной системы.

Я даже не стану упоминать, что не следует покупать «левые» тормозные колодки только потому, что они дешевы. Подобный «сыр» раскладывают, вы сами знаете – где, в мышеловках.

Кроме того, даже опытные автовладельцы не всегда знают, что такое «буртик», и какой величины он должен быть у вашей модели. А «буртиком» механики называют ступеньку, которая образовывается по самому краю тормозного диска (барабана) и показывает, на сколько сточился тормозной диск относительно своих первоначальных размеров.

Слава богу, прошли те времена, когда барабан мог истончиться до такой степени, что поршни рабочих тормозных цилиндров буквально вываливались из своих цилиндров. Также прошли и те времена, когда большинство автомобилистов ездили на таких автомобилях, как «Москвич», у которого тормоза срабатывали после третьего-четвертого качка педалью тормоза.

И это – не шутка, я сам на таком ездил!

Но и в современном автомобиле подвоха от тормозов можно ждать с самой неожиданной стороны. Таксисты и те же спортсмены знают, что, если после интенсивного торможения ты влетаешь в лужу, то диск не только может коробиться и стать похожим на пропеллер детского самолетика, но может и треснуть. А это уже чревато гораздо более серьезными последствиями.

Начинающий (и при этом особо пытливый) владелец современной иномарки очень внимательно следит за уровнями эксплуатационных жидкостей, и в случае, когда тормозная жидкость в прозрачном бачке главного тормозного цилиндра вдруг опускается ниже отметки minimum, он тут же ее доливает до уровня.

А делать этого ни в коем случае – нельзя!

Потому что на каком-то очередном ТО механик заменит стершиеся тормозные колодки, а перед этим монтировкой сожмет разошедшиеся тормозные поршни, и вся долитая вами тормозная жидкость перельется через верх бачка и окажется на проводке, на выпускном коллекторе – словом, в моторном отсеке, и ее оттуда придется вымакивать, вытирать, вымывать...

Поэтому, еще раз повторяю: оценивать толщину и работоспособность тормозных колодок, высоту «буртика» и вообще состояние вашей тормозной системы может только специалист, если вы не ездите на допотопной Волге, Жигулях или Москвиче. А посетители этого сайта, сайта техцентра Apollo Motors, на таких автомобилях как раз и не ездят. Они являются владельцами автомобилей Ford, Mazda, Skoda и Volkswagen, а также Renault, Kia, Hyundai, Chevrolet, Audi, Land Rover и других, им подобных.

А у большинства современных автомобилей даже для простой операции по замене колодок, как минимум, требуется специальный инструмент, а то и обязательное подключение диагностического оборудования.

Рискуем?
Или едем в Apollo Motors?

Наиболее часто задаваемые вопросы

Как часто следует менять тормозную жидкость и нужно ли?

Это – самый «задаваемый» автомобилистами вопрос, и краткого ответа на него не существует. В крайнем случае, если вы такой ленивый, что вам не хочется читать дальше – меняйте тормозную жидкость 1 (один) раз в 2 (два) года, и – не ошибетесь.

Тормозные жидкости классифицируют по двум основным параметрам: по температуре закипания и по вязкости в соответствии с нормами DOT – Department of Transportation (Министерство транспорта, США). Аналогичные требования содержат и другие международные и национальные стандарты – ISO 4925, SAE J 1703...

В России единого стандарта нет, и официальные дилеры, а также сертифицированные техцентры опираются на стандарты заводов изготовителей.

Стандарты тормозных жидкостей по DOT (печатается на упаковке):

  • DOT 3 – применяются в автомобилях старых конструкций, относительно тихоходных и с барабанными тормозными механизмами, иногда – с дисковыми передними;
  • DOT 4 – применяются на большинстве современных автомобилей с дисковыми тормозами на всех колесах;
  • DOT 5.1 – применяются на спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше (такие жидкости на массовых моделях практически не применяются).

Силиконовые жидкости класса DOT 5 следует отличать от полиленгликолевых DOT 5.1; сходство наименований может привести к путанице, поэтому на упаковке имеются дополнительные обозначения:

ДОТ 5 – SBBF «silicon based brake fluids» - тормозная жидкость, имеющая в качестве «базы» силикон;

DOT 5.1 – NSBBF «non silicon based brake fluids» - «несиликоновая» тормозная жидкость.

Можно ли смешивать тормозные жидкости разных классов?

Упомянутые абзацем выше – нельзя!

Так называемую БСК и ДОТ – нельзя!

Жидкости классов DOT 3 и DOT 4 – можно только с повышением ее «классности» и только на короткое время – доехать до сервиса, поскольку эксплуатационные свойства могут себя проявить самым неожиданным (в худшую сторону) образом.

Жизнь – дороже!

Дело в том, что современные тормозные жидкости должны сохранять (и сохраняют) стабильные исходные свойства в интервале температур от минус 40 до плюс 100°C, не должны поддаваться окислению, расслаиванию, а также образованию осадков и отложений.

Но самый большой враг любой тормозной жидкости – это влага, а тормозные жидкости крайне гигроскопичны. Наличие всего 3% (трех процентов) конденсата понижает температуру ее кипения на десятки градусов. А что такое закипевшая от энергичных торможений тормозная жидкость? Это паровая пробка, провал педали тормоза и – вот наш капот, а вон препятствие!

В системе тормозную жидкость заменяют следующим способом.

Полностью сливают старую жидкость, открыв все клапаны (штуцеры) гидропривода тормозов, заполняют бачок главного тормозного цилиндра свежей жидкостью, и педалью тормоза закачивают внутрь системы.

Штуцеры рабочих тормозных цилиндров последовательно закрывают при появлении жидкости. Затем удаляют воздух из каждого контура («прокачивают» тормоза) в том порядке, какой предписан Инструкцией вашего автомобиля – от дальней точки.

Но жидкость полностью можно и не сливать.

По очереди прокачивают каждый контур, доливая в бачок главного тормозного цилиндра свежую жидкость и таким образом вытесняют старую, не допуская «завоздушивания» системы.

Какие тормозные колодки предпочтительнее, дорогие или «массовые»?

Обычный ответ может звучат так: если вы не склонны к агрессивной езде, и стрелка вашего спидометра редко поднимается к цифре «80» даже за чертой города, то вам подойдут тормозные колодки среднего ценового сегмента, которые всегда имеются в широкой продаже. А если вы сторонник быстрого и агрессивного стиля езды, то выбирайте колодки и тормозные диски brembo и аналогичного уровня.

Но милицейская практика показывает, что в ДТП попадают не только «живчики», но и вполне спокойные водители. А по моим наблюдениям как раз неторопливым иной раз и не хватает нескольких сантиметров или нескольких сотен миллисекунд.

Поэтому закончу самой первой фразой из самого начала статьи:

«Экономить на тормозах – смерти подобно, и это не журналистская или писательская красивость, а – факт».

Постскриптум: Добавлю лишь, что в Apollo Motors, могут проверить (и проверяют, и регулируют, и ремонтируют) тормозные системы автомобилей марок: Audi, Alfa Romeo, Bentley, BMW, Chrylser, Daimler, Ferrari, Fiat, Ford, Honda, Hyundai, Jaguar, KIA, Lancia, Mazda, Mercedes-Benz, Mitsubishi, Nissan, Opel, Renault, Skoda, Toyota, Volkswagen, Volvo.

Поделиться страницей