Онлайн–
консультация
г. Москва, ул. Генерала Дорохова, 10Д info@apollomotors.ru Ежедневно с 10.00 до 21.00
Честно и доступно

Замена масла в АКПП – менять или нет?

Типы трансмиссий

Всего их 3 (три) – механическая коробка перемены передач, традиционный гидротрансформатор и вариатор. Все остальные типы КПП являются их производными.

Механика

Тут, казалось бы, все понятно: три педали, кочерга под рулем или рычаг в полу, и левая нога – словно на скакалке прыгаем.

Вследствие различных диаметров передаточных шестерен и количества зубьев на них как раз и производится не столько передача крутящего момента, сколько его увеличение или уменьшение на ведущие колеса автомобиля.

Замена трансмиссионных масел в МКПП производится согласно Инструкциям и регламентам производителя вашего автомобиля.

Добавлю лишь, что эти самые валы, шестерни, синхронизаторы и прочие трущиеся пары в процессе эксплуатации изнашиваются, и вся металлическая стружка и окислы, то есть – продукты износа, остаются в масле КПП. Именно поэтому оно и подлежит периодической замене.

Автомат

По сути это та же механическая КПП, но «левой ногой» и «правой рукой» в этой коробке является гидротрансформаторное масло. Крутящий момент с первичного на вторичный вал КПП передается специальными лопастями, а движителем этих лопастей как раз и является масло.

Традиционные коробки-автомат позволяют механической части КПП работать в более щадящем режиме, поскольку нет традиционного фрикционного сцепления, но автомобили с АКПП традиционно более расточительны в плане расхода топлива.

Оно и понятно, поскольку двигателю для начала нужно запустить в работу гидротрансформаторный узел, который потом передаст крутящий момент на вторичный вал, а уже потом к ведущим колесам автомобиля. Отсюда, кстати, и тот самый вой, который сопровождает работу АКПП, и запаздывания в переключениях передач.

Условия работы масла в такой КПП чуть менее жесткие, чем в недрах механики, и для автоматов инженеры придумали специальный тип трансмиссионных масел: ATF, Automatic Transmission Fluid, что дословно переводится – жидкость для автоматических трансмиссий. Она также подлежит периодической замене.

Роботизированные КПП

На самом деле, робот – это традиционная механическая коробка передач, но размыканием дисков сцепления и переключением передач в ней занимаются не левая нога и правая рука водителя, а специальные актуаторы и сервоприводы.

Отличие роботизированной коробки от механики и традиционного автомата заключается в том, что она взяла лучшее от обоих типов КПП. Робот не такой дорогой в производстве, как гидротрансформатор, но обладает всеми его эргономическими достоинствами.

Клиноременной вариатор

Это – особое (и уникальное) техническое решение, которое несомненно заслуживает шоферской похвалы, но вариаторы слишком долго «входили» в жизнь, в силу их не самой высокой стартовой надежности. Сегодня эти проблемы остались в прошлом, современные технологии и материалы позволяют вариаторам выхаживать фактически такие же сроки эксплуатации, как и традиционным коробкам перемены передач.

Но в какой-то момент журналисты (да и автовладельцы) увидели в них другой недостаток: поскольку передача крутящего момента производится не дискретно, а «излишне плавно», поэтому во время движения вариатор генерировал специфический «троллейбусный вой». Поэтому производители пошли на следующее ухищрение: в современных вариаторах устанавливаются фиксированные виртуальные «передачи», и водитель по своему желанию может эти передачи «типа переключать».

Замена масла в такой КПП – также согласно регламенту производителя.

Плюсы и минусы АКПП

Буквально еще 10-12 лет назад подавляющее большинство российских водителей от автоматов отмахивались. Почему? А потому что и до сих пор еще «на ходу» самые первые поколения АКПП – крайне капризные, «малоремонтопригодные» и даже сегодня безумно дорогие. Второе их поколение – это коробки с электронным управлением, и третье – так называемые адаптивные АКПП – самые современные, с возможностью ручного переключения передач и принудительного удержания выбранной передачи.

Все типы КПП между собой разнятся как конструкцией, так и поведением, но в чем особое «обаяние» автомата?

Первый плюс автомата – это комфорт и удобство вождения. Нет необходимости задумываться, когда какую передачу включать и можно сосредоточиться на вождении, держа правую руку на руле, а не на рычаге КПП.

Отсюда и второй плюс – безопасность вождения, автоматическая КПП делает водителя более спокойным.

Третий плюс проявляется, если вы житель большого города – это существенное снижение физических и нервных усилий. Необходимо остановиться – жмешь на педаль тормоза, ехать – отпускаешь тормоз и давишь на газ. В пробках ты всегда благодаришь самого себя за то, что при покупке автомобиля выбрал «автомат»!

Четвертый плюс – технический. Если вы купили себе новый автомобиль надолго, или покупаете подержанный, помните – ресурс двигателя, работающего в паре с автоматом, примерно на 30-40% больше, чем у мотора с ручной КПП. Объясняется это просто: передачи переключаются плавно, в оптимальной зоне оборотов, не бывает движения «в натяг», т.е. с малыми оборотами на повышенной передаче, при нормальных режимах движения стрелка тахометра даже не приближается к границам красной зоны. То есть, двигатель работает в щадящем режиме, поэтому и служит дольше.

Теперь о минусах

Первый – это более высокий – примерно на 10-12% – расход топлива, особенно в городе или на трассе при скоростях выше «крейсерских» 110-120 км/ч.

Второй – касается новых автомобилей – за «автомат» необходимо доплачивать, это уже опция (к слову, если речь идет об автомобилях с американского рынка, то там как раз случается доплачивать за механику).

Третий – некоторая «задумчивость» АКПП при переключениях, однако на современных коробках этот недостаток практически неощутим.

Четвертый – и главный – для забывчивых и ленивых: автомат необходимо своевременно обслуживать и контролировать уровень жидкости.

Обычно интервалы смены жидкости в АКПП такие: на минеральной основе – до 40 тысяч км, на синтетической – до 60 тысяч км. И еще – замена производится только вместе с фильтром!

Когда кто-нибудь из так называемых «специалистов-механиков» говорит вам, что ни в коем случае не стоит покупать подержанную машину с автоматом, потому что запчасти стоят очень дорого, то в этом есть доля правды. Но только – доля правды, и в случае солидного, более 200 тыс. км, пробега и признаков (звуков) явного износа.

Дело в том, что реальный ресурс автомата до капитального ремонта превышает названную цифру как минимум в два раза, а сокращает его – неправильная эксплуатация и безграмотное нерегулярное его обслуживание.

А сейчас несколько советов тем автолюбителям, которые эксплуатируют автомобили с АКПП или планируют такой купить:

  • проверяйте уровень масла в коробке не реже двух раз в месяц, если эта процедура прописана вашим заводом-изготовителем. При этом следует помнить, что уровень масла определяют только при работающем двигателе; на щупе обычно имеются метки, как для холодного масла, так и для горячего. Если не обозначена температура, при которой следует проверять уровень масла, то делайте это только на прогретой коробке;
  • буксируйте автомобиль с АКПП не далее 50 км со скоростью не более 50 км/ч, в случае если неисправен двигатель или в коробке нет масла. При буксировке на дальние расстояния, в коробку передач дополнительно заливайте 2-3 литра масла, чтобы все детали буквально купались в нем;
  • в старых автомобилях в качестве рабочей жидкости в АКПП использовали универсальное масло DEXRON (его заливали также и в ГУР). В настоящее время во многих современных АКПП производители используют свои специализированные масла, которые имеют более стабильные показатели по вязкости и текучести, а также более мощные присадки, и большее их количество, чем жидкости первых поколений.

Кроме того, современные производители утверждают, что масло в АКПП ими заливается на весь срок «жизни» автомобиля. Не поддавайтесь на этот маркетинговый трюк – вы откатаетесь на новом автомобиле положенный гарантийный срок – а дальше?

А дальше производитель предложит вам купить у него очередной новый автомобиль...

Поэтому специалистам Apollo Motors задавайте побольше вопросов: и по маркам ATF-жидкостей конкретно для вашего автомобиля, и по срокам их службы вообще и конкретно в вашей модели АКПП, и по регламентам, и по условиям эксплуатации, и так далее, и так далее, и так далее...

На все ваши вопросы сервисмены дадут исчерпывающие ответы.

Неблагоприятными режимами для АКПП являются:

  • езда на «холодной» коробке в форсированном темпе;
  • буксировка прицепов и автомобилей;
  • езда по слабонесущему грунту или по снегу с частым продолжительным буксованием и сменой режимов движения.

При появлении шумов, вибрации, жестких толчков при переключении, затянутых переключений и т.д. немедленно обращайтесь на СТО. Своевременная диагностика предотвратит значительные затраты на ремонт. Не пытайтесь самостоятельно устранять неисправность – ваше любопытство, самоуверенность и экономия на специалистах обойдутся вам очень дорого!

При тяжелых условиях эксплуатации все производители рекомендуют менять масло в АКПП в два раза чаще!

А что такое «тяжелые условия»?

  • режимы старт-стоп, пробки и прочие «городские условия» Москвы;
  • высокая температура окружающей среды летом — перегрев коробки — более быстрое старение масла в условиях задымленного, загазованного мегаполиса;
  • низкая температура, морозы, загустевшее масло – эти параметры, опять же, присущи передвижению в городе, когда ни двигатель, ни КПП не успевают толком прогреться;
  • буксировка автомобилей и прицепов, перевозка грузов и пассажиров;
  • резкие старты с места – этого автоматические КПП уж точно не любят...

...а как еще ездить по напряженным и запруженным улицам столицы?

Тяжелые условия эксплуатации убивают любое масло! Даже самое что ни на есть «логн- и макс-лайфовское». Продукты износа – металлическую стружку, пудру и окислы нужно выносить с маслом, а не «копить» в картере АКПП.

Поделиться страницей