Техническое обслуживание и регламентные работы

Еще будучи начинающим автомобилистом, чисто теоретически, я знал, что болезнь легче предупредить, чем потом лечить. Также я (чисто теоретически) знал и о профилактике правонарушений, что мол преступление лучше предупредить, чем потом оступившегося отправлять в не столь отдаленные места нашей необъятной страны.
После получения диплома случилось мне работать в техническом отделе одного автотранспортного предприятия, а должность досталась для меня тогда не совсем понятная – инженер-технолог. «Старшие товарищи» объяснили, что в мои обязанности входит отслеживать и контролировать прохождение технического обслуживания автомобилей нашего АТП.
Во всех пяти автоколоннах объединения!
Все 1500 (полторы тысячи) грузовиков!
Казалось бы, вот тут и можно было бы по-настоящему начать понимать значение этого самого ТО...
Не тут-то было...

Истинную ценность превентивного ТО я познал не за рулем служебного автомобиля, на котором до этого проработал больше трех лет, и не теперь, в должности технолога автомобильного объединения, а когда у меня самого появился свой личный автомобиль.

Когда ты работаешь наемным шофером, и за состоянием твоего автомобиля следить целый штат механиков, то ценность твоих знаний или незнаний по поводу ТО – равнозначна. А когда ты умом (да и собственным карманом) вдруг ощущаешь исправность или неисправность своего автомобиля, понимание необходимости и, главное, обязательности этого самого обслуживания приходит в твое сознание на уровне подкорки головного мозга.
На уровне условных и безусловных рефлексов!

Когда-то существовали 4 (четыре) вида технического обслуживания:

ТО-1 проводилось чаще, почти каждые полтора-два месяца, и сводилось к замене моторных масел и чистке масляных и воздушных фильтров; тогда их не меняли, а именно мыли и чистили.
ТО-2 проводилось гораздо реже, приблизительно раз в год, и перечень работ был подлиннее: с заменой свечей, фильтров тонкой очистки, с заменой масел в КПП и мостах и так далее.
Сегодня, с одной стороны, проще, а с другой – сложнее. Владельцу современного автомобиля подробно расписывают в сервисной книжке полный перечень работ по каждому ТО, и они теперь называются не ТО-1 и ТО-2, а ТО-1, ТО-2, ТО-3, и так далее до бесконечности.
Обслуживание по схеме СО, сезонное, ушло в небытие, осталась лишь замена резины с летней на зимнюю и наоборот, а ежедневное ЕО так и вовсе исчезло, якобы – за ненадобностью. Теперь уже никто не проверяет по утрам давление в колесах, уровни масла в картере и охлаждающей жидкости в расширительном бачке...
И – зря!

Я бы ввел это отдельным предметом в автошколах. Сервисмены мне рассказывают, что иногда к ним на ремонт (не на обслуживание) приезжают автовладельцы с сухими картерами, с кипящими моторами и с неработающими свечами. И, при этом, не всегда своим ходом.
На эвакуаторах!

Из личного опыта

Когда я работал инженером в техотделе того самого АТП, сущность превентивных мер против смерти твоего автомобиля мне раскрыл один старый водитель, у которого, как потом выяснилось, за плечами было всего 7 классов образования.
Он говорил так:

«Один раз в год, обычно осенью, перед зимой, я заезжаю на яму, сливаю моторное масло, а вместо него вливаю смесь из свежего масла и керосина. Даю мотору поработать 15-20 минут, сливаю отработку, чищу масляный фильтр и заливаю свежее масло. И мой двигатель – дышит полной грудью!»

Я даже представил себе, как именно «дышит» мотор его древнего ГАЗ-51. Я потом специально смотрел книгу записей механика по ремонту и не нашел ни одной. А на тот момент стукнуло уже почти 30 лет, как этот грузовичок сошел с конвейера Горьковского автозавода.

Сегодня

Моторесурс современного автомобиля нынче увеличился в разы, если не на порядок. Теперь 300-500 тысяч километров пробега без капитального ремонта стал возможен за счет применения современных технологий, легированных металлов, композитов и пластиков, а также за счет высокотехнологичных эксплуатационных жидкостей и материалов, применяемых в современном мировом автопроме.
Но это не означает, что ухаживать за автомобилем не надо.

А)

Завод производитель рекомендует проводить техническое обслуживание по достижению определенного пробега или один раз в год, в зависимости от того, что наступит раньше. Этот вид ТО раньше как раз и называли термином «ТО-1». В перечень работ входит замена моторного масла и смена всех (или почти всех) фильтров: масляного, фильтра воздухозаборника и фильтра очистки воздуха в салоне, если такой есть в вашей машине.
Какие наиболее частые ошибки допускают автовладельцы?
Масло и масляный фильтр они меняют, а вот воздушный просят механика «...продуть сжатым воздухом». В условиях и регионах напряженной эксплуатации, а Москву следует считать именно таким регионом, водители со стажем рекомендуют даже наоборот – менять воздушный фильтр чаще, чем это прописано регламентом.
Впрочем, то же касается и моторных масел, особенно если вы настоящий коренной москвич или хотя бы живете в пределах МКАД. А если вы, или точнее – ваш автомобиль, постоянный завсегдатай «внутрибульварного» кольца, то и всё техобслуживание нужно проводить чаще.

Почему?

А потому что ваш двигатель больше «дышит» не чистым воздухом, а выхлопными газами окружающих автомобилей, пылью и гарью мегаполиса. Можно только догадываться, какой абразив в виде мелких нерастворимых частиц попадает во впускной коллектор вашего автомобиля. Также коренные москвичи и московские сервисмены знают, что для большого города актуальна частая внеплановая замена выжимного подшипника сцепления – как раз от постоянного стояния в пробках! Износ цилиндро-поршневой группы в условиях городских пробок увеличивается в разы по сравнению с моторами «замкадочных» автомобилей.
У инженеров-автотранспортников даже существует такой термин – приведенные километры пробега. По специальной формуле моточасы вхолостую работающего двигателя «переводятся» в эти самые «приведенные» километры, как если бы ваш автомобиль двигался по шоссе.
Именно поэтому специалисты компании Apollo Motors рекомендуют замену масла (и вообще ТО) проводить минимум каждый год или каждые 10 тыс. км., которые в условиях эксплуатации по Москве могут составлять и 12, и 15, и даже все 25 тысяч километров «приведенного» пробега.

Б)

Сервисмены и инженеры компании Apollo Motors рекомендуют «учащать» межрегламентные пробеги даже в случаях гарантийного периода вашего автомобиля. Ведь грязному выхлопу соседей по потоку без разницы, кому они дают «дышать» этим своим выхлопом – подержанному или новому автомобилю. Процессы предельно интенсивного износа в любом моторе «работают» одинаково.
Но владельцы гарантийных автомобилей могут озадачиться правомерностью такого решения: мол, не войдет ли оно в противоречие с прописанным регламентом завода-изготовителя?
Отвечаю на вопрос: не войдет!
Потому что для сохранения гарантии регламентное техобслуживание не обязательно проходить у своего официального дилера, законодательство РФ это и допускает, и позволяет! Есть лишь некоторые ограничения, и специалисты компании Apollo Motors могут вам о них рассказать. Например, следует однозначно использовать оригинальные или сертифицированные запасные части и расходные материалы.
Причем, это касается, в том числе, и официальных дилеров! С той лишь разницей, что одни дилеры позволяют, а другие – не позволяют своим механикам ставить на автомобиль привезенные клиентом запчасти. А вот в сертифицированном техцентре это однозначно возможно.
Компания Apollo Motors как раз и относится к числу последних.

В)

Обязательные работы для сохранения гарантии и регламентное ТО по пробегу – это разные вещи. Работы по обязательному обслуживанию вы можете найти в вашей сервисной книжке или на официальном сайте производителя (представителя, дилера). А все регламентные работы вы можете проводить в любом сервисном центре. А то и вовсе – самостоятельно!
Но в этом случае вы рискуете не столько потерей гарантии, сколько гораздо большими проблемами! Исключением может оказаться только тот факт, если вы сами по профессии являетесь автомобильным инженером или механиком автосервиса.
Что такое регламентные работы, и что они в себя включают?
Помимо выше приведенных и всем известных «масляно-воздушных» работ, это например:

Замена антифриза

Производится она каждые 4 года или 60 тысяч км пробега. Существуют также и такие марки охлаждающих жидкостей, которые подлежат замене каждые 5, а то и больше лет (каждые 60-100 тыс. км.), но не реже. Если у вас Форд, Мазда, Шкода или Фольксваген распространенных А, В, С- или даже D-класса периодичность замены антифризов вам следует выяснять у специалистов.
Чем чревато превышение сроков эксплуатации охлаждающей жидкости?
Все современные антифризы имеют в своем составе различные пакеты присадок, среди которых смазывающие, противопенные, антикоррозийные и многие другие, всего числом до 12-14 химических присадок. Сроки их службы ограничены, и когда они превышаются, то в рубашке охлаждения двигателя начинают происходить необратимые, то есть неподвластные восстановлению процессы.
Вы хотите, чтобы ваш автомобиль «умер» раньше срока?

Замена свечей зажигания

Вы не должны доверять ни интернету, ни инструкциям, которые прилагаются к комплектам запчастей. И в особенности таким, где, например, написано, что «...свечи нашей марки самые свечные свечи среди всех, самых свечных свечей в мире».
Доверяйте только проверочному стенду, который неумолимо и непредвзято докажет и покажет механику (и вам), сколько еще осталось жить комплекту, который только что выкрутили из головки блока вашего автомобиля. Изделия мировых известных брендов частенько подделывают, да еще и как бы не чаще, чем изделия менее мировых и менее известных брендов.
А по регламенту свечи, которыми на конвейере комплектуются автомобили таких массовых производителей, как Ford, Mazda, Skoda и другие из альянса Volkswagen Group меняются в период от 2 до 4 лет (от 20 до 60 тыс..км).

Замена ремня ГРМ (газораспределительного механизма)

Регламентный межсервисный пробег современных ремней составляет от 60 до 140 тыс.км. или один раз в 3-7 лет (проверяйте и сверяйтесь конкретно по вашей марке и по вашей модели). Самое малое, чем может напакостить изношенный растянутый ремень ГРМ – это перескочить на 1 (один) зубчик шестерни распределительного вала.
Последствия будут не очень страшны – заглохший автомобиль, эвакуатор и станция технического обслуживания где-нибудь в Кунцево или под Рязанью.
Гораздо хуже – обрыв ремня ГРМ...
В этом случае (в зависимости от конструкции вашего мотора) клапана могут «встретиться» с поршнями и, в лучшем случае, они погнутся. Такая болезнь лечится достаточно дорогими, но все же лишь разборо-сборочными работами. А в худшем случае – это капитальный ремонт двигателя, который иногда выливается в половину стоимости всего остального автомобиля.
И оно вам нужно? Дешевле – вовремя заменить этот несчастный (копеечный, по большому счету) ремень.

Перезаправка кондиционера

Ее рекомендуют производить один раз в 2-3 года.
Что случится, если вы ее пропустите?
В общем-то, ничего особо страшного. Ну попотеете летом в жару, ну поморщитесь от неприятных запахов в салоне от бактерий на испарителе и в воздуховодах вентиляции.
И – все!
А вот замена тормозной жидкости – это уже ваша безопасность, а иногда и жизнь!

Кстати, антибактериальную обработку кондиционера рекомендуется проводить каждый год, и я ее, например, приурочиваю к подготовке автомобиля к эксплуатации в период весна-лето.

Замену тормозной жидкости

Следует производить строго один раз в 2 года или каждые 40 тыс, км., если иные сроки специально не оговорены заводом изготовителем вашего автомобиля. А это относится к тормозным жидкостям классов от DOT-4 и выше.
Дело в том, что тормозная жидкость (ТЖ) гигроскопична, то есть, способна накапливать в себе воду. Температура кипения современной ТЖ сегодня приближается к 280о С, но тормозные диски порой нагреваются значительно выше, и когда температура ТЖ приближается к критической, ее «жесткость» резко снижается. Водители Крыма, Кавказа и других горных регионов не раз сталкивались с тем, что в какой-то момент тормоза не просто становятся «ватными» и малоэффективными, они порой – просто исчезают.
Не рискуйте!

Из личного опыта

Совет 1

Мне доводилось пару раз в своей жизни «терять тормоза». Автоспортсмены в таких случаях замедляют свое движение о бруствер или другие препятствия по касательной, но мы, рядовые автовладельцы, себе такого позволить не можем. Однако всегда можно найти высокий бордюр, использовать ручной тормоз и пониженную передачу. На самый последний «худой конец» используйте борта общественного городского транспорта и грузовики, они не такие дорогие, как легковые иномарки, и особенно из представительских классов.

Совет 2

Знаете, чем, например, горняки в шахтах Донбасса заправляют домкрат, если вдруг оказывается, что тот «пересох»? Водой! Иногда так бывает, что в бачке вашего тормозного цилиндра вдруг исчезла тормозная жидкость, и тормоза пропали. Такое случается, когда наезжаешь на большой камень и повреждаешь магистраль. И иногда даже не спасает наличие двух контуров в тормозной системе. Налейте в бачок банальной воды.
Доехать до автосервиса, поверьте, вы сумеете, а там вашу тормозную жидкость однозначно следует слить и заменить новой, с полной прокачкой системы, и т. д.

Замена масла в механической коробке перемены передач

В недрах МКПП очень много сопряженных деталей, валов и шестерен. Продукты износа (железная, чугунная и медная стружка), находясь во взвеси трансмиссионного масла, разносятся по каналам смазки и попадают, опять же, к трущимся деталям, уменьшая срок их службы в геометрической прогрессии. То есть, скажем проще: чем старее масло в МКПП, тем интенсивнее этот самый износ.
Периодичность замены масла в механической КПП – от 90 до 150 тыс. км. или каждые 4-7 лет, если иные сроки не указаны в вашей сервисной книжке. Не жалейте масла и не тяните со сроками, иначе – ремонт!
Но если ремонт МКПП – это дорого, то ремонт АКПП – это очень дорого, и иногда приближается к стоимости капитального ремонта двигателя.
Замена масла в АКПП

Именно поэтому сроки здесь уменьшены на 25-30% – от 60 до 150 тыс. км или от 3 до 6 лет.

Замена масла в мостах

Если у вас задне- или полноприводный автомобиль, но не паркетник, где установлены ШРУСы, а полноценные неразрезные мосты, то замена гипоидного масла производится по регламенту – от 60 до 120 тыс. км. пробега или раз в 5 лет. Игнорирование сроков и процедуры чревато такими же последствиями, как и для коробок перемены передач.

Замена масла ГУР (гидроусилителя рулевого механизма)

Проверку уровня жидкости в картере гидроусилителя механики станций технического обслуживания, в том числе и в компании Apollo Motors, проводят на каждом ТО, точно так же, как и проверку уровней охлаждающей, тормозной и других эксплуатационных жидкостей. Но само масло ГУР имеет точно такие же эксплуатационные параметры, как, например, выше исследованные антифризы или тормозные жидкости. Замена масел ГУР регламентирована в периоды от 60 до 120 тыс.км. или от 4 до 7 лет, в зависимости от того, что наступает раньше.
Или – в зависимости от того, что прописано заводом изготовителем конкретно вашего автомобиля, будь то Форд, Мазда, Шкода (Ford, Mazda, Skoda) или любой другой автомобиль из альянса Volkswagen Group.
Внештатный корреспондент "Аполло Моторс"

P.S. Впрочем, прямая речь:

Генеральный директор техцентра «Apollo Motors» Дмитрий Таран:

У нас – правило: индивидуальный подход к каждому клиенту и к каждому автомобилю.
Позвоните к нам, в техцентр Apollo Motors, и наши менеджеры вам однозначно подскажут, что необходимо сделать, в какие сроки и на каком пробеге! Многое зависит, в том числе, и от условий эксплуатации вашего автомобиля. Нельзя всех больных лечить одними и теми же лекарствами.
С автомобилями – то же самое...
Фотка 1 Аполло Моторос Техцентр Фотка 3 Фотография четвертая
6 причин, почему стоит выбрать именно нас:

10 лет опыта

лучшие мастера

сертифицированный техцентр

Гарантия на работы и запчасти

Специалисты с многолетним опытом

индивидуальный подход
Акции
шиномонтажные работы
Бесплатная диагностика подвески
Бесплатная Замена масла в ДВС